Симптомы, причины и лечение дизартрии у детей
Дизартрия у детей представляет собой нарушения речи, вызванные проблемами с нервными окончаниями в речевом аппарате. При такой патологии родители могут наблюдать только слабые движения губ и других органов речи ребенка, из-за чего и возникают трудности при попытке заговорить. Заболевание многократно подвергалось различным исследованиям, благодаря чему врачам удалось точно определить все самое важное, о чем нужно знать.
Симптомы
Клиническая картина зависит от вида дизартрии. Однако основные признаки всегда схожи. Тем не менее, самостоятельно определить, что у ребенка именно дизартрия, не удастся. Для этого потребуется проведение большого количества исследований, а также консультация с врачом. Основные симптомы болезни следующие:
- Ребенок говорит «в нос», при этом насморк или гайморит не наблюдаются;
- Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу, а губы чересчур сильно сжаты либо не соединяются между собой совсем, при этом происходит сильное слюноотделение;
- Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими, при этом нет определенной закономерности или одной группы «проблемных» букв;
- Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, при этом ребенок не может управлять тоном, а сама речь монотонная, слишком медленная или излишне быстрая;
- Проблемы с управлением дыханием, из-за чего речь постепенно затухает, а к середине предложения ребенок начинает задыхаться или быстро дышать.
Особо внимательные родители замечают нарушения речи у детей еще в раннем возрасте. В таких случаях лечение становится более простым.
Зачастую дизартрию путают с другими заболеваниями. Наиболее похожи на нее дислалия и алалия.
Классификация
Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
- Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
- Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
- Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
- Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
- Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.
При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.
Степени тяжести
Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.
Первая степень
Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.
Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.
Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.
Болезнь первой степени часто путают с дислалией или алалией, т.к. их симптоматика довольно схожа. Однако в случае с этими двумя заболеваниями нарушений речевого аппарата не наблюдается.
Вторая степень
Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.
Третья степень
Произношение на третьей степени болезни значительно ухудшается. Родители разбирают речь без проблем, но в первое время вынуждены прислушиваться. Другие люди слов малыша практически не понимают, причем даже попытки вслушаться или разобрать отдельные фразы, как правило, особого результата не дают.
Четвертая степень
Самая тяжелая степень дизартрии – четвертая. Она отличается тем, что речь ребенка не могут разобрать даже родители. В некоторых случаях дети не могут разговаривать вообще. Если легкая и средние степени заболевания легко поддаются лечению, то в случае с последней шансы даже на частичное выздоровление намного ниже.
Некоторые врачи делят заболевание только на три стадии: легкая (1), средняя (2, 3), тяжелая (4).
Причины
На риск заболеть оказывают влияние как внешние факторы, так и имеющиеся заболевания. Избежать дизартрии невозможно, т.к. никаких предрасполагающих причин, которые можно было бы исключить из жизни, нет. Основные условия возникновения дизартрии:
- Поражения мозга. Это может произойти при внутриутробных инфекциях, преждевременных родах, несовместимости резус-факторов матери и младенца, травмах при родах, инсульте, проблемах в развитии плаценты, асфиксии, тяжелым токсикозом матери. Как правило, дизартрия развивается именно по причине поражения головного мозга.
- Органические поражения ЦНС с ограничением движения лицевых мышц. Возникают при церебральном параличе (ДЦП).
- Иные заболевания. Особенно рискуют те, кто переболел энцефалитом или менингитом.
Любая из перечисленных проблем может пройти без последствий, не вызвав дизартрию. Однако определенный риск есть всегда.
Диагностика
Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.
Невролог
Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:
- МРТ мозга;
- Электроэнцефалография;
- Электромиография;
- Электронейрография;
- Трансканальная магнитная стимуляция.
С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.
Врач-невролог может назначать дополнительные процедуры, которые помогут точнее диагностировать дизартрию, выявят иные нарушения в организме, а также позволят исключить риски при лечении.
Логопед
Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:
- Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
- Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
- Изучение качества устной и письменной речи.
Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.
Лечение
Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.
Методы терапии
От родителей требуется проявление максимальной ответственности. Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие). Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.
Дополнительно применяют иные способы лечения:
- Массаж;
- Лечебные ванны;
- Физкультура с лечебным уклоном;
- Иглоукалывание;
- Физиотерапия;
- Механотерапия;
- Изотерапия;
- Гирудотерапия;
- Пескотерапия;
- Дельфинотерапия.
Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.
Логопедическое лечение
Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.
Основные упражнения:
- Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
- Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
- Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
- Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
- Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
- Обучение навыку общения с окружающими.
При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.
Существуют специальные детсады и школы для детей с нарушениями речевых функций, где логопедические занятия проводятся на регулярной основе.
Домашняя реабилитация
После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:
- Гимнастика для щек и губ.
Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами. - Гимнастика челюсти.
Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами. Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги. - Гимнастика языка.
Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.
Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.
Прогноз
При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.
Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.
Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.
Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.
Осложнения
Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:
- Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
- Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
- Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.
Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.
Профилактика
Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.
После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:
- Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
- Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
- Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
- Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
- Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
- Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.
Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.
Заключение
Дизартрия – крайне неприятное заболевание, которое может буквально испортить всю жизнь ребенку. Однако при своевременном и правильном лечении есть шансы на полное выздоровление и возвращение к нормальной жизни в обществе. Даже в тяжелых случаях стоит приложить все усилия для терапии, т.к. старания могут привести к более положительным изменениям, чем предполагалось изначально. Главное, сохранять позитивный настрой и поддерживать своего ребенка.